Інформаційний бюлетень «Редукціон» № 9-10-11 (139-140-141) — жовтень, листопад, грудень 2017 року
Інформаційний бюлетень «Редукціон» № 9-10-11 (139-140-141) — жовтень, листопад, грудень 2017 року


 



 


Відсутність Моніторингу державних закупівель з боку Міністерства економічного розвитку та торгівлі України, це



МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ 
П И С Ь М О12.10.2011 N612-0-2-11/11 
Относительно разъяснений положений Закона Украины «О принципах предупрежденияи противодействия коррупции» 
     В связи с письмом <...> Министерство юстиции рассмотрело Ваше
обращение <...> относительно разъяснения положений Закона Украины
«О принципах предупреждения ипротиводействия коррупции»
( 3206-17 ) (далее - Закон) и сообщает следующее.
1. Для решения вопроса об отнесении главного бухгалтера предприятия к субъектам ответственности за коррупционные правонарушения следует исходить из положений статьи 4 Закона ( 3206-17 ), которая применяет два основных критерия определения таких субъектов. Первый - занимание должностей в органах государственной власти, второй - выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
     Постановлением Пленума Верховного Суда Украины от 26 апреля 2002 года N5 ( v0005700-02 ) «О судебной практике по делам о взяточничестве»определено, что организационно-распорядительными обязанностями являются обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т.п.).
     В то же время под административно-хозяйственными обязанностями понимают обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями и т.п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т.п.
     Таким образом, лица относятся к субъектам ответственности за коррупционные нарушения, если они занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в:
     - органах государственной власти, и являются уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления (пункт 1 части первой статьи 4 Закона) ( 3206-17 );
     - юридических лицах публичного права и получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета и приравнены к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления (подпункт «а»пункта 2 части первой статьи 4 Закона) ( 3206-17 ).
     Кроме того, должностные лица в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 4 Закона ( 3206-17 ) являются субъектами ответственности за коррупционные нарушения, если такие лица:
     - постоянно или временно занимают должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;
     - специально уполномочены на исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы.
     Также субъектами ответственности за коррупционные правонарушения в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 4 Закона ( 3206-17 ) являются должностные лица юридических лиц и физические лица в случае получения от них лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части первой статьи 4 указанного Закона (3206-17 ), неправомерной выгоды.
 
     2. Понятия «неправомерное содействие»и «неправомерное предоставление преимущества», указанные в части первой статьи 6 Закона ( 3206-17 ), применяются к кругу лиц, определенных в пунктах 1-3 части первой статьи 4 Закона ( 3206-17 ).
     В зависимости от того, соответствуют действия должностных лиц требованиям законов или другим нормативно-правовым актам либо нарушают их, они делятся на правомерные и неправомерные.
     Под понятием «правомерные действия»следует понимать действия должностных лиц, соответствующие требованиям законов и других нормативно-правовых актов. В свою очередь неправомерными действиями должностных лиц являются нарушения ими требований законодательства при исполнении своих служебных обязанностей, за что к таким лицам может быть применена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. 
     3. Частью седьмой статьи 5 Закона ( 3206-17 ) предусмотрено, что должностные и служебные лица органов государственной власти, должностные лица местного самоуправления, юридических лиц, их структурных подразделений в случае выявления коррупционного правонарушения или получения информации о совершении такого правонарушения работниками соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, их структурных подразделений обязаны в пределах своих полномочий принять меры относительно прекращения такого правонарушения и немедленно письменно уведомить о его совершении специально уполномоченный субъект в сфере противодействия коррупции.
     В то же время ответственность за несообщение лицом о выявлении им коррупционных правонарушений установлена статьей 172-9 Кодекса Украины об административных правонарушениях ( 3206-17 ). 
Заместитель Министра юстиции Украины                                    А. Седов
 
http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/v0612323-11/conv